Статья 2 ЖК РФ. Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Ст 2 ЖК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

  • 1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
  • 2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
  • 3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
  • 4) стимулируют жилищное строительство;
  • 5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
  • 5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах;
  • 6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;
  • 6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;
  • 7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;
  • 8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль;
  • 9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 2 ЖК РФ:

Прежде всего скажем, что комментируемая статья имеет в основном социально-гражданскую направленность. В статье 2 Кодекса закреплены основные юридические обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению условий для осуществления права на жилище, другими словами, устанавливается порядок обеспечения условий для реализации гражданами права на жилище. Указанные обязанности возлагаются как на представительные, так и на исполнительные органы государственной власти, действующие на федеральном и региональном уровнях, а также на муниципальные органы. Именно они, являясь проводниками государственной жилищной политики, в пределах своей компетенции должны поощрять жилищное строительство, а также обеспечивать создание условий для осуществления права на жилище.

Перечень обязанностей государственных и муниципальных органов власти и самоуправления в п. п. 1 - 7 комментируемой статьи сформулирован как исчерпывающий. Однако фактически он таковым не является, поскольку иные обязанности государственных и муниципальных органов в сфере обеспечения условий для осуществления права на жилище входят в состав компетенции этих органов, установленной ст. ст. 12 - 14 Кодекса. Кроме того, компетенция федеральных органов государственной власти определяется также иными федеральными законами, а компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации - законами соответствующих субъектов Федерации.

С другой стороны, в комментируемой статье не содержится самого понятия "жилище", не определяется, в чем именно заключается конституционное право граждан на жилище и как оно может быть практически реализовано. Это следует отнести к недостаткам нового Кодекса. Хотелось бы сделать оговорку: приравнивать понятие "жилище" к понятию "жилое помещение" нельзя. В индивидуальном домовладении в состав жилища включается не только дом, но и различные хозяйственные постройки, расположенные на земельном участке. Это подтверждается и судебной практикой.

Все же давайте немного подробнее остановимся на перечисленных в ст. 2 Кодекса обязанностях органов государственной власти и органов местного самоуправления и попытаемся раскрыть каждый пункт этой статьи в отдельности.

Под содействием развитию рынка жилья следует понимать выработку и реализацию комплекса управленческих и хозяйственных мер, создающих наиболее благоприятные условия для гражданского оборота жилых помещений. Меры могут быть применимы к организациям (юридическим лицам), так и к гражданам (физическим лицам), для которых могут быть разработаны программы социального обеспечения жильем и т.д. Содействие развитию рынка, безусловно, подразумевает и устранение существующих или возможных юридических и иных препятствий для свободного оборота жилых помещений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления используют бюджетные и иные не запрещенные законом средства для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений.

В этом пункте ст. 2 Кодекса речь идет о предоставлении жилья в социальный наем гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, но в силу своего материального положения не способным самостоятельно удовлетворить свою жилищную потребность. Кроме этого, о предоставлении внаем гражданам, тоже нуждающимся в жилье, но имеющим финансовую возможность оплачивать его наем в полном объеме. Комментируя настоящую часть ст. 2 Кодекса, необходимо сказать: Конституцией провозглашено право граждан на жилище, которое является юридической гарантией обеспечения граждан жильем. Надо понимать содержание данного права. Всем гражданам, нуждающимся в жилье, государство не может гарантировать "благоустроенное жилище", а также "невысокую плату за квартиру и коммунальные услуги". Конституция закрепила принципы рыночной экономики, в том числе и в жилищной сфере. Она установила, что бесплатно (на условиях социального найма) или за доступную плату жилье предоставляется только двум категориям граждан: малоимущим и иным указанным в законе лицам. Другие граждане должны решать данный вопрос в основном самостоятельно, т.е. за счет собственных заемных средств.

Комментировать этот пункт статьи нужно не только в юридическом, но и экономическом аспектах. Основная идея такова: создание в рамках законов Российской Федерации благоприятных условий для возведения новых жилых помещений. При этом надо учитывать, что необходим постоянный анализ спроса и предложения на рынке жилья. Перепроизводство жилья, т.е. строительство его в таких объемах, которые не сможет потребить рынок жилых помещений, как и любой другой продукции, оказывает негативное воздействие на экономику того или иного населенного пункта или региона.

Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения